Header image  

 

Директор школы Темир К.К.

 
line decor
  
line decor

 
 
 
 

  Титул

 

Урок гражданственности и патриотизма

 

Тема: Краснодар – Екатеринодар: история и современность.

Цель: познакомить учащихся с яркими страницами истории города Екатеринодара.

Задачи:

1) Сформировать представление о г. Екатеринодаре – Краснодаре как уникальном центре культуры жителей Кубани, являющимися одновременно административным, экономическим и политическим центром Краснодарского края.

2) Формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

3) Развивать у учащихся познавательный интерес к истории родного края.

Форма: урок-образ

Оборудование: плакаты с изображением гербов г. Екатеринодара-Краснодара, фотографии памятных мест г. Екатеринодара-Краснодара: Летний театр в городском саду, городской сад, памятники Императрице Екатерине II, фрагмент памятника Екатерине II – «Кобзарь», дом купца Багарсукова, дом Шарданова, виды ул. Красной в прошлом и настоящем,  портреты знаменитых жителей г. Екатеринодара. ТСО: магнитофон, аудикассета (второй концерт С. Рахманинова), мультимедийный экран, компьютер.

 

Ход урока

 

Микромодуль 1 – Символический образ

Начало урока – создание образа

Образом – символом всей темы является герб г. Краснодара, в котором отражены яркие страницы города (доска медленно открывается, на ней яркие плакаты гербов г. Краснодара 1849 г ., 1979 г ., 2005г.).

Учитель: «Наша тема называется Краснодар-Екатеринодар: история и современность. Вы прекрасно знаете, что каждый город, посёлок, станица имеют свою историю, которая притягивает сердце всякого к его Родине. Продуктом определённой культуры, отражающим правовою жизнь общества является герб. Посмотрите внимательно на первый герб, изображённый на плакате. По каким признакам вы определите его принадлежность к г. Екатеринодару?»

 

 

 

 

 

Для ответа учащиеся используют опорные слова, написанные на доске:

- щит в виде прямоугольника с килевидным основанием,

-  золотой вензель Екатерины II,

-  крепостная стена,

-  лазоревые знамёна с императорскими вензелями.

- два казака: один – в форме периода царствования Александра I,     второй    – в обмундировании эпохи Николая I,

-  булава и два бунчука,

- 59 звёздочек – количество казачьих станиц в Черномории.

Уточняющие вопросы к классу.

1.     Что общего между гербом г. Екатеринодара и Краснодарского края?

2.     Предположите, что символизируют цвета в гербе?

Учитель: «Герб города Екатеринодара был утверждён императором Николаем I 3 сентября 1849 года. Каких либо сведений о гербе Екатеринодара в документальных источниках второй половины XIX века почти не встречаются. Судя по всему, он был мало известен не только простым гражданам, но и высшим чиновникам. В советское время о старорежимном гербе никто не вспоминал, и только 26. 10. 1979г. решением Совета народных депутатов был утверждён новый герб г. Краснодара. (Учащиеся знакомятся с описанием герба).

В июле 1996 года депутаты городской Думы приняли решение о восстановлении исторического герба, который был окончательно утверждён с учётом внесённых в него изменений 15 июля 2005 года.

Герб – наше историческое наследие, частица коллективной памяти народа. Невидимыми, но крепкими нитями он удивительным образом связывает прошлое, настоящее и будущее. Помня об этом, мы сегодня более подробно познакомимся с интересными страницами истории нашей Кубанской столицы, с достопримечательностями и памятниками культуры, знаменитыми жителями города. Мы должны отправиться в глубь веков, а именно в 1793 год.» (Учитель открывает 2-ю часть доски, на которой изображена схема г. Екатеринодара и записаны высказывания современников о городе).

Территориальное развитие города

 

 

 

 

 

 

 

«Построен он дурно и неправильно, на болотистой местности, а потому облик его неказист».

«Он больше всего похож на старый, рваный, грязный полушубок, на спине которого нашита полоска из дорого лионского бархата».

Учитель математики Новгород-Северской гимназии И.М. Сбитнев ( 1818 г .: « 10 декабря 1818 г . издали я приметил соборную церковь, соломенные кровли домов и потом все пространство города Екатеринодара, расположенное на ровном месте. Непривлекательный наружный вид оного, бедные хижины погрузили меня в совершенную тоску Думал ли я, чтобы так сказать, столица целого народа была не что иное, как деревня обыкновенная?.. Город стоит на низком и болотном месте; весною и осенью во время продолжительных дождей имеет непроходимую грязь. Улицы имеет прямые, длинные и широкие. Во время моего там пребывания не было никаких тротуаров. Обширность его происходит от знатного количества садов, из коих многие заключают десятины по шести и более Днем изнемогаешь от несносных жаров, извлекающих зловонные испарения из болотистых мест и испорченной воды в Карасун, а ночью страдаешь от комаров и сильного воображения об опасности».

Учитель: «Посмотрите на эту схему, прочитайте высказывания современников о г. Екатеринодаре.»

Вопросы к учащимся:

1.     Кто основал город?

2.     С какой целью?

3.     Почему так плохо о нём отзывались современники?

Учащиеся вспоминают историю основания г. Екатеринодара, опираясь на знания, полученные в 7 классе на уроках кубановедения.

Учитель: «А теперь послушаем рассуждения о городе наших современников».

Сценка. Диалог двух молодых людей, прогуливающихся по ул. Красной. (На экране современный вид ул. Красной)

-                           

 

 

 

 

 

 

  А ты знаешь, что 200 лет тому назад здесь «карасей ловили». А вокруг бушевали травы, кишели тучи комаров, вечерами оглушали лягушачьи хоры.

-                             А кто основал эту улицу?

-                             Нашими прадедами плугом проведена первая борозда от Карасунского кута (территория городского сада и городской больницы) в степь. Так родилась ул. Красная.

-                             А почему она называется Красной?

-                             Одни считают, что она самая нарядная и красивая, особенно в праздничные дни. Другие связывают название с революционными событиями. Именно по этой улице 1 марта 1918 года торжественно шли первые отряды рабочих и солдат, объявивших в городе Советскую власть. В 1920 году г. Екатеринодар был переименован в г. Краснодар.

Микромодуль 2 – Историческая деталь.

Учитель: «Теперь мы знаем как основан г. Екатеринодар. И хотя в конце XVIII века облик его был «неказист», однако заселение города шло достаточно быстро. Если в начале 1794 г . здесь было построено 29 домов и 75 хат при населении менее, чем 600 человек, то к 1802 году домов уже насчитывалось 600, и население увеличилось до 6 тыс. жителей. В 1860 г . в связи с преобразованием Черноморского казачьего войска в Кубанское, и образованием кубанской области, г. Екатеринодар становится административным центром.»

Познавательный вопрос. В чём же причина таких изменений?

(На мультимедийном экране высвечиваются памятники архитектуры г. Краснодара: дом наказного атамана Кухаренко, памятник императрице Екатерине II, Летний театр в городском саду).

  Учитель: «Наши экскурсоводы познакомят вас с историей этих памятников архитектуры, событиями происходящими в то время и людьми, причастными к ним».

Дом Кухаренко.

Екатеринодарская крепость в Карасунском куте основана в 1793 году.

 

 

 

 

 

С той поры и берёт своё начало строительство самого города: общественных зданий, куреней и хат для семейных переселенцев, все постройки возводились из дубового леса, который тут же казаки рубили, топором прокладывая первые просеки. До наших дней сохранился дом генерал-майора Я.Г. Кухаренко. Вместительный, когда то состоявший из пяти комнат и открытой веранды с резным, кружевным карнизом и со всеми службами, господский дом этот по началу был одним из лучших в г. Екатеринодаре. Его хозяин, храбрый казачий офицер Я.Г. Кухаренко был просвещённым человеком, писателем и первым местным историком.

В 1840 г ., будучи в Санкт-Петербурге, Яков Герасимович знакомится с великим Кобзарём – Тарасом Григорьевичем Шевченко, и их дружба продолжается более 20-ти лет.

В 1856 году Кухаренко сместили с должности начальника штаба, видимо не простили ему переписку с революционным поэтом, и он вынужден был выйти в отставку и поселиться на своём хуторе.

Памятник Императрице Екатерине II.

 

 

 

 

 

В 1892 году в связи со 100-летием со дня переселения черноморцев на Кубань знаменитому художнику М.О. Микешину был дан заказ сделать модель памятника Екатерине II и запорожским казакам, которые 25 августа 1792 года высадились на Тамани и заняли степь по правому берегу Кубани.

На трёхстороннем постаменте «из красного гангеутского гранита» стоит колоссальная фигура императрицы, от ног которой ниспадает длинный развёрнутый слиток – грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. Справа в гордой позе стоит екатерининский временщик светлейший князь Г.А. Потёмкин, слева -  деятель черноморского войска: войсковой судья А. Головатый, читающий грамоту, атаман Сидор Белый, слушающий её, и Захарий Чепега – первый атаман казаков – переселенцев, осеняющий себя крестом. На одной из сторон памятника Микешин изобразил Кобзаря с поводырём.

Экскурсовод обращает внимание на слепого Кобзаря – образ великого украинского поэта Тараса Шевченко.

Памятник в Екатеринодаре по модели М.О. Микешина был закончен одесским художником Б.В. Эдуардсом и открыт 6 мая 1907 года.

Бронзовый монумент не сохранился. Но в настоящее время ведутся работы по его восстановлению.

Летний театр в городском саду.

 

 

 

 

 

Это не преувеличение, когда говорят, что красота города не только в его оригинальных постройках, архитектурных ансамблях, но и в его садах, парках, рощах.

Екатеринодар в период своего основания, в 1793 году находился в лесу: оба берега Кубани были покрыты могучими вековыми дубами, зарослями тёрна и ожины, непроходимыми дремучими высокими камышами. В 1822 году по приказу походного атамана Войска Донского левобережные дикие леса были вырублены, но сохранились его окраины, на месте которых был заложен войсковой сад.

Постепенно город богател, смог больше уделять внимания саду: было построено несколько киосков, буфетов, детская площадка, деревянный Летний театр на 1450 мест.

В своих стенах Летний театр принимал множество столичных знаменитостей. Трупа Малого театра показывала на его сцене пьесы: «Гамлет» В. Шекспира, «Гроза» А.Островского. На сцене театра пел знаменитый бас Ф. Шаляпин. (Звучит музыка Рахманинова).

                      Здесь жизнь бурлила и кипела.

                      И пульс творений бился в такт,

                      Стихи читал у нас Маршак

                      И публика так клокотала,

                      Когда Шаляпина встречала.

                      Рахманинов здесь выступал,

                      Волошин также побывал.

                      Вертинский пел.

                      Скрябин играл.

Новая глава городского сада началась в наши дни. В 1932 году он был назван парком им .М. Горького. В настоящее время это одно из любимых мест отдыха жителей города и его гостей.

Решение познавательного вопроса.

(Примерные ответы учащихся)

-                             Население Кубани и г. Екатеринодара увеличивалось за счёт крестьян, потянувшихся их центральных губерний России. Казаки терпимо относились к бедным крестьянам, мечтавших о воле, земле. Этим объясняется их уважение к поэту Т.Г. Шевченко.

-                             Город Екатеринодар постепенно становится культурным центром Кубани.

Дополнительный вопрос.

Перечислите известные вам архитектурные памятники Екатеринодара, сохранившиеся до наших дней.

Примерные ответы учащихся:

-                             дом купца Багарсукова. Сейчас в этом здании – Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицина.

-                             Дом Шарданова. С 1907 года в нём размешалась картинная галерея, основу которой составила коллекция Ф.А. Коваленко. Сейчас краевой художественный музей им Ф.А. Коваленко.

 

 

 

Вопрос к учащимся.

Почему именем Е.Д. Фелицина назван историко-археологический музей, а именем Ф.А. Коваленко краевой художественный музей?

Учащиеся делятся впечатлениями от увиденного и услышанного.

Опережающее задание: составить маршрутный лист прогулки по городу Краснодару с кратким описанием исторических памятников.

Микромодуль 3 – Актуальная деталь

Учитель держит в руках колос пшеницы

«У меня в руках колос пшеницы. Он выращен в этом году кубанскими хлеборобами, которые вложили в него свою душу. Он пахнет нашим кубанским солнцем, теплом человеческих рук.».

 

 

 

 

Учитель демонстрирует праздничный номер газеты «Знамя труда» от 29 июля 2006 года и знакомит учащихся с итогами уборки зерновых.

Полученные результаты зерновых (257,6 тыс .тонн) самые высокие в крае!

«Мы с хлебом, дорогие земляки, значит с надеждой на лучшее будущее» - , сказал в обращении к жителям района и.о. главы МО Тимашевского района А.М. Потапенко.

Вопросы к учащимся.

1.     В чём вы видите перспективы развития нашего края?

2.     Какая роль  в его современном развитии отводится  столице края – городу  Краснодару?

3.     Какой цвет в гербе  г. Краснодара отражает символ надежды, изобилия, обновления в жизни?

4.     Возможно ли обновление жизни без уважения к традициям своего народа?

5.     Возвращение  Краснодару прежнего имени Екатеринодар: это новое веяние моды или возрождение традиций?

 


 
 
             
Hosted by uCoz