Header image  

 

Директор школы Темир К.К.

 
line decor
  
line decor

 

Титул

 

Практика Кубановедения
и реализация регионального компонента
школьного образования

На современном этапе своего развития Российская Федерация представляет собой государство, в котором стремительно меняется представление людей о самих себе, продолжается процесс формирования новых ценностей, в том числе и национального самосознания. Одним из факторов, положительно влияющих на эти процессы, является изучение общественных, естественных, филологических дисциплин, среди которых все большее значение приобретает региональный компонент и преподавание предмета Кубановедение. Для обоснования системного подхода к изучению социальных проблем необходимо определить структуру краеведческого компонента в рамках образовательных программ по истории, географии, биологии, литературе, русскому языку, охватывающую как учебный, так и воспитательный процессы. Структура краеведческого компонента в рамках общеобразовательной программы выглядит следующим образом:

Ступени школы

Задачи

Формы

Начальная школа

Дать представление о ценности объектов жизненного пространства ребенка

Уроки кубановедения.
Использование регионального компонента на уроках.
Недели краеведения.
Экскурсии по родным местам, знакомство с памятниками истории и культуры.

Основная школа

Формирование знаний:
- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;
- об уникальности наследия края и его связи с отечественным наследием;
- о проблемах края.

Уроки кубановедения.
Использование регионального компонента на уроках истории, литературы, биологии, географии.
Экскурсии по родным местам, знакомство с памятниками истории и культуры.
Работа творческих лабораторий как составной части научного общества.
(Работы творческого описательного характера).

 

 

Предмет

Направления

Полная (средняя) школа

Продолжить формирование знаний о своём крае, перспективах её развития.

История,
обществознание, право, экономика

1. Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Её история и традиции.
3. Станица Днепровская: прошлое, настоящее, перспективы развития.
4. Люди Кубани.
5. История Кубани.
6. Памятные места.
7. Кубанское жилище.
8. Обряды и традиции.
9. Социально-экономические и политические процессы в России и на Кубани.

 

 

Литература

1. Фольклор Кубани.
2. Обряды и традиции.
3. История Кубани в художественной литературе.

География

1. История туризма.
2. Природа округа: географическое положение, рельеф, климат.

Биология

1. Экология Кубани.
2. Животный и растительный мир края.

Физика
Химия

Научно-технические достижения ХХ-ХХI века на Кубани.

 

 

Общее дело:
Интегрированный месячник истории, права, кубановедения, биологии, химии, физики, русского языка.
Научно-практические конференции «Народ. Война. Победа», «Край, где я живу», «Социальные аспекты современной жизни».
Открытое заседание научного общества.

 

С целью отслеживания результатов апробации структурой модели краеведческого компонента мы разработали программу регионального компонента, включающую основные направления и формы деятельности по введению курса «Кубановедение» в учебно-воспитательный процесс на 2005-2006 учебный год с последующей редакцией до 2010 года.
Мероприятия состоят из трех разделов

  • Учебно-методическая деятельность

  • Внеклассная воспитательная работа

  • Организация научно-исследовательской деятельности

Комментарии к каждому направлению

 

Учебно-методическая деятельность

Управление учебно-воспитательным процессом по Кубановедению можно представить следующим образом.

УУВ

Мы не проводим отдельно педсоветы по Кубановедению. Но на каждом тематическом педсовете рассматриваются вопросы, связанные с практикой Кубановедения и реализацией регионального компонента школьного образования.

В этом году проведено два тематических педсовета:

1. Создание условий для перехода к профильной подготовке.

2. Совершенствование системы воспитательной работы в личностно-ориентированном образовании.

Проводился обмен мнениями по вопросам приемов и форм учебной деятельности на элективных курсах, в том числе на курсах, основанных на региональном материале «Здоровье человека и окружающей среды», «Химия в промышленности. Химия в сельском хозяйстве». Рассматривались вопросы по использованию краеведческого материала в воспитательной работе.

Решения педсоветов реализуют МО, зам директора через совещания при завуче, творческие лаборатории, совет старшеклассников.

Одной из форм развития интереса к кубановедению являются интеллектуальные марафоны, которые проводятся в рамках декадников по всем предметам (октябрь – биология, ноябрь – история, декабрь – русский язык, январь – химия, физика, февраль – математика, март – иностранный язык, апрель – география).

Вопросы по кубановедению включены в марафоны по биологии, истории, русскому языку, географии. С целью определения интереса и уровня усвоения школьниками краеведческого материала 1 раз в полугодие проводится анкетирование учащиеся 5-11 классов.

Варианты ответов:

  • Нравятся ли уроки кубановедения?

  • Какие уроки запомнились и чем?

  • Какой вид домашнего задания вам нравится?

  • Какие экскурсии хотели бы посетить?

 

Воспитательная работа


Вся воспитательная работа по программе реализации регионального компонента построена по блочной системе, включающей в себя декадники, интегрированные мероприятия, традиционные праздники.

План воспитательных мероприятий утверждается на заседаниях МО и согласовывается с администрацией школы.

Работа в этом направлении  начинается с первого дня учебного года. 1-го сентября в школе проходят Всекубанские уроки гражданственности и патриотизма. Формы проведения этих уроков различны – беседы, экскурсии в музеи, на мемориал станицы, в зал патриотического воспитания нашей школы, встречи с ветеранами. Темы уроков связывают события ВОВ и судьбы жителей Кубани. Например, «Подвиг советских летчиков в небе Кубани», «Герои земли Тимашевской», «А.М. Степанов – герой Советского союза», «Судьбы наших земляков в годы ВОВ».

Традиционно в сентябре проводится декадник физкультуры и спорта, в который входят мероприятия по Кубановедению. Малые Школьные олимпийские игры, встречи со спортсменами края – наиболее крупные мероприятия декадника.

Октябрь – месяц биологии, экологии. Любимыми мероприятиями детворы стали: осенние балы, выступления школьных агитбригад, встречи со специалистами ЗАО САФ «Русь», ярмарки «День станицы».

Ноябрь – декадник истории, права, Кубановедения. Каждый год декадник имеет свои особенности. В 2003 году отмечалось  десятилетие принятия Конституции Российской Федерации. В целях воспитания у учащихся осознанного отношения к своим правам, развития способностей реализовать права в повседневной жизни в школе с 20.11.2003г. по 01.12.2003г. проводился декадник «Право». В качестве теоретического материала использованы международные правовые документы, законы Российской Федерации и Краснодарского края.

Краеведческий материал, удачно интегрированный в учебно-воспитательный процесс, имеет огромное воспитательное значение, оно ещё более возрастает с введением с 2004-2005 года курса «Кубановедение», охватывающего  все образовательные области учебного процесса, что особенно важно  в современных условиях. Для поддержания устойчивого интереса к данному курсу, систематизации знаний не только по истории края, но и по всеобщей истории и отечественной истории в 2004-2005, 2005-2006гг. проводились интегрированные декадники истории, права и Кубановедения для учащихся 1-11-х классов.

Наряду с декадниками в феврале традиционно проводится месячник военно-патриотического воспитания. Начинается он с линейки  памяти Е.Ф. Степановой. В течение месяца проходят спортивные соревнования «Казачья удаль», «Мы - кубанцы» к Дню защитника Отечества, викторины, встречи с ветеранами, современниками событий ХХ века.

Завершают учебный год традиционные праздники: «За честь школы»,  «Прощай школа».

День станици !Осенняя ярморка.Урок грожданственности и потреатизма !

 

 

 

Урок «Права детей» Праздник за Честь Школы !!!

 

 

 

 

В 2004-2005 учебном году в нашей школе создано ученическое научное общество «Кубановедение».

Структура научного общества учащихся МОУ СОШ № 7

СНОУ

Этапы: I подготовительный

             2004-2005г., 2005-2006г, 2006-2007 г.

 

Цель:

1. Выявление одаренных детей.

2.Привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Проведение интеллектуальных  марафонов по предметам гуманитарного, естественного, математического, обществоведческого циклов в рамках предметных декадников для выявления одаренных детей.

2. Создание ученического научного общества и творческих лабораторий.

3. Установка связей с вузами для организации методической и научной работы.

Главная задача ученического научного общества – развитие одаренных детей, привлечение их к исследовательской работе.

На подготовительном этапе мы не отказываемся от работ описательного характера.

Однако уже в 2005-2006 учебном году на итоговой ученической научной конференции были  представлены исследовательские интегрированные работы учащихся по биологии, экологии, физике, истории, праву. Их объединяла общая тема «Социальные аспекты современной жизни».

На тематической конференции выступают ученики 10-11 классов, что придает им более серьёзный характер. Ученики 9 классов являются слушателями и впервые знакомятся  с тем, что такое научно-практическая конференция и научный доклад.

Написание исследовательской работы дает старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках, - это не мертвый груз, с которым непонятно что делать, а средство для понимания событий и явлений, происходящих в современном мире.

Открытые заседания научного общества и конференции мы записываем на видеокассету, создаём свой информационный банк по Кубановедению.

К настоящему времени накоплен опыт работы, ставший импульсом для осмысления сделанного и проектирования перспектив дальнейшего развития.

Зам.директора по УМР  С.А.Бородавка

 

 


 
 
             
Hosted by uCoz