Header image  

 

Директор школы Темир К.К.

 
line decor
  
line decor

 
 
 

 

Систематизирующие факторы в успешном  воспитании и обучении в рамках кубановедения.

Внедрение регионального компонента в структуру исторического образования и предмета кубановедения в учебный план способствует обогащению учащихся знаниями о родном крае, формирует в их сознании систему взглядов, принципов, норм поведения, умений и навыков, соответствующих современному образу жизни. Реализация программы по кубановедению способствует выработке у молодого поколения готовности к творческой деятельности в своём регионе.

В связи с этим особое значение приобретают систематизирующие факторы в воспитании и обучении кубановедением, такие как: стимулирование личной заинтересованности учащихся в разрешении проблемных ситуаций (через решение учебных, проблемных и творческих задач); организация самостоятельной работы, развитие творческих и познавательных способностей учащихся с учётом их интересов и потребностей.

Решение учебных задач входит в развивающее обучение, содержание, методы, формы которого прямо ориентированы на закономерности развития учащихся. Учебные задачи могут быть учебно-теоретическими, учебно-практическими и учебно-исследовательскими.

Разновидность учебных задач зависит от типа и форм урока. Но обязательным условием введения учебных задач является схема организации учебной деятельности, которая предполагает наличие вводно-мотивационного этапа (постановка учебной задачи), собственно учебных действий по решению учебной задачи, а также этапа контроля и коррекции.

Учебно-теоретические задачи преобладают на вводных уроках.

Определение учебно-теоретических задач – это функция педагога, сильных учащихся. Анализируя исторический материал, учитель уделяет внимание теоретическим вопросам, так как учебная задача ориентирована на усвоение теоретического материала посредством содержательных мыслительных действий (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д.).

Второе действие – это принятие учебной задачи учащимся. Чтобы учащиеся приступили к решению учебной задачи, необходимо создавать необычные ситуации. Пример: урок 1 (вводный ко всему курсу история Кубани в средневековый период.)

  1. Учащиеся работают с лентой времени. V по XV в. в истории человечества называют средними веками.

На Кубани этот период охватывает IV в. н.э. -  XVI в н.э.
Вопрос. Чем объяснить разницу в хронологических рамках?

2. Анализируется начальная и конечная стадия процесса средневековья на Кубани. Учащиеся работают с картами: «Кубань в эпоху раннего средневековья (IV – XIII в.)», «Кубанские земли в X – 1-й половине XVIII в.», документом – отрывок из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Б.А. Трёхбратов «История Кубани с древнейших времён до конца XVIII в.» Краснодар 2000, С.63), отвечают на поставленный вопрос.

В средние века население Кубани оказалось в сфере влияния трёх цивилизационных моделей: Киевская Русь (язычество), Хазарский каганат (язычество и иудаизм), Арабский Халифат (мусульманство) и кочевники – это ускорило или замедлило темпы исторического развития Кубанских народов?

3. Третье действие – построение системы решаемых общим способом учебно-теоретических, учебно-практических и учебно-исследовательских задач

Учебная задача

Система подзадач

Система заданий

 

В данном случае учебная задача курса будет решаться на рабочих и повторительно–обобщающих уроках.


Рабочий урок.


Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством анализа фрагмента документа с опорой на раннее изложенный материал и информацию учителя. Цель – формирование частной учебной задачи.
Пример: урок 2. Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ.

Вводно-мотивационный этап.

Учитель предлагает учащимся вспомнить период нахождения Боспорского царства в I – II в. под властью великого Рима.

Учащиеся вспоминают о том, что Римское владычество в бассейне Чёрного моря поддерживали две боевые эскадры, в эти годы можно было говорить о расцвете и экономики и культуры Беспорского царства. Далее преподаватель предлагает, прослушав отрывок Аммиана Марцеллина, оценить, чьё войско сильнее – Боспорского царства или гуннов?

Вывод: Армия Боспорского царства в военном отношении была сильнее армии гуннов. Почему же тогда под натиском гуннов пали боспорские города?

Собственно учебная деятельность.

Учащимися предстоит выяснить, в чём была сила одних и слабость других. Работая с учебником, картой, документами, учащиеся приходят к выводу: (вспоминая алгоритм «Причины падения империи»). Слабость Боспорского царства связана с междоусобными войнами внутри государства, восстаниями подданных, ослаблением экономических связей между городами. Ослабевшему Боспорскому царству всё труднее было сдерживать натиск кочевых народов.

Звено контроля и коррекции.

В конце занятия преподаватель предлагает учащимся для проверки ряд суждений, истинных, неточных, однозначно ошибочных.

Например: Великое переселение народов:

а) стабилизировало обстановку на Кубани;

б) нарушило естественный ход развития народов;

в) внесло сумятицу в жизнь многих народов;

г) затронуло отдельные народы. (Укажите правильный ответ).

Примерные учебные задачи к разделу 1. История Кубани в средневековый период.

Урок № 3.

Постановка учебной задачи.

Вместе с гуннами на Северный Кавказ явились тюркоязычные племена болгар, вслед за ними авары, но ни то, ни другое племя не стало коренными жителями Прикубанья. В VII в. они были вытеснены другими кочевыми племенами.

Учебная задача (формируют учащиеся). Почему пребывание кочевых народов на Кубани было недолговечным? Какое влияние они оказали на уклад жизни местных народов?

Урок № 4. Хазарский каганат. Постановка учебной задачи. Пребывание кочевых племён на Кубани было недолговечным, но Хазарский каганат просуществовал около трёх веков. Учащиеся формулируют учебную задачу: Чем объяснить относительную устойчивость Хазарского каганата в истории Северного Кавказа?

Урок № 5. Подход князя  Святослава на Кубань. Постановка учебной задачи. Растолкуйте значение расцветки флага Кубани.

Учащиеся говорят о том, что синяя верхняя полоса символизирует донцов, часть которых переселилась на Кубань. Другие считают, что синяя полоса символизирует славянское население.

Учащиеся формулируют учебную задачу. Когда и при каких обстоятельствах в Прикубанье появились восточнославянские племена? Каковы были результаты пребывания их на Кубани?

Решение учебной задачи – это многогранное взаимодействие ученика с учителем на каждом этапе обучения (сотрудничество, межличностное взаимодействие) с использованием интерактивного взаимодействия (дискуссии, диалоги). Пример: Какую роль играло Тмутараканское княжество в судьбе государства Киевская Русь? На доске нарисована меловая схема, которую по ходу урока учащимся надо заполнить:

Таб

 

Работа по микрогруппам.

1 гр. Роль Тмутараканского княжества в распространении христианства на Руси.

2 гр. Расширение владений Тмутараканского княжества при князе Мстиславе.

3 гр. Население Тмутараканского княжества. Занятие и быт. Все идеи записываются на доске, обсуждаются, но не критикуются. В итоге появляется схема:

 

Таб2

Вывод:


В X-XI вв. Тмутараканское княжество являлось русским княжеством и, соответственно, частью Киевской Руси.

В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий её решения можно моделировать и строить различные ситуации выбора. Их вариативность обуславливается следующими обстоятельствами:

- степенью организации учебной деятельности;

- степенью свободы выбора ученика;

- сложностью предлагаемых для выбора заданий;

- возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.

На уроке кубановедения по теме «Тмутараканское княжество – самый удалённый форпост Киевской Руси» учащимся предлагаются вопросы:

Можно ли на примере истории Тмутараканского княжества определить основные политические процессы, происходившие с IX по XII вв. в государстве Киевская Русь?

В поиске ответа учащиеся могут воспользоваться одним из четырёх источников информации:

1) атласом «История Кубани»;

2) учебным пособием Б.А. Трёхбратова «История Кубани с древнейших времён до конца XVIII в.»;

3) учебным пособием «История Кубани в рассказах и иллюстрациях»;

4) учебным пособием В.Н. Ратушняка «История Кубани с древнейших времён до конца XIX века».

На этапе проверки знаний учащимся предлагается выбрать один из способов решения поставленной задачи:

а) самостоятельно;

б) с помощью заданий с несколькими вариантами ответов.

Например: Политические процессы, происходившие в государстве Киевская Русь в X-XI в

- междоусобные войны

- государственное единство Киевской Руси

- государственное единство Киевской Руси не было прочным

- использование князьями кочевых народов для борьбы за власть

- следы прежней автономии

Осознанное соблюдение учителем принципа выбора создаёт условия развития субъектности и индивидуальности ученика.

Основная цель обучения методом решения учебных задач – обучение действием, научиться учиться, приобретая теоретические знания.

Уроки кубановедения являются частью системы межпредметных связей, что обеспечивает расширение и углубление знаний по предмету история России. Правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся другим способствует снятию перенапряжения, перегрузки учащихся.

В отличие от учебных задач, проблемно-познавательные задачи направлены на развитие творческих способностей учащихся. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой создания творческой атмосферы на уроке.

Примеры проблемно-познавательных задач к темам «История Кубани: XX век.» 9 кл. Тема. «Гражданская война».

Проблемно-познавательная задача

«Пламя, о котором мы говорим сейчас, - это пламя гражданской войны», - писал Максимилиан Волошин. Кто они – эти беспощадно борющиеся враги… Каковы… их подлинные имена? Что разделяет их? Тема. «Коллективизация и развитие сельского хозяйства». Проблемно-познавательная задача. Сталинское руководство называло события 1928-30 гг. «великим переломом», коммунисты Кубани «началом большого пути», а сегодня эти события называют «раскрестьяниванием». Определите свою позицию к данным точкам зрения. Тема. «Краснодарский край в 1945-1964 гг». Проблемно-познавательные задания

  1. В 1950 г. проведена очередная крестьянская реформа, она сводилась к укрупнению колхозов. Одни колхозники отнеслись к этому с пониманием, со знанием необходимости: не развернуться новым тракторам С-80, ДТ-54 на коротких гонах. Другие проявляли недовольство, заметно сократились личные земельные наделы, кроме того за счёт разорения одних, укреплялись другие колхозы. Какую точку зрения имели по этому поводу ваши семьи?

  2. Хрущёвские реформы на Кубани одни называют «второй коллективизацией», другие «началом общественного возрождения». Приведите аргументы и доводы по поводу этих суждений.

Поисковая беседа, где проблемная ситуация возникает эпизодически не вызывает, как, правило, необходимости в заблаговременной специальной подготовке учащихся.

Однако углубленное изучение истории своего края требует перехода от традиционных к исследовательским методам, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Исследовательский метод требует от учащихся использования разнообразных источников: дополнительной литературы, периодической печати, документов. Исследовательские задания разнообразны по дидактическим целям, объёму и содержанию. Они могут включать один или несколько вопросов, охватывать материал части или целого урока, нескольких уроков, большой темы или целого курса. (Приложение № 2. Урок «Наш край в конце XIX начале XX вв.» 9 кл; урок «Гражданственности и патриотизма «Краснодар – Екатеринодар: история и современность» 8 кл.).

Исследовательский способ позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному. Работа с документами. музейными экспозициями в ходе уроков – экскурсий позволяет не только рассмотреть такие процессы, как  «великий перелом»; Великую Отечественную войну, хрущёвскую оттепель, период «развитого социализма», так и всерьёз поставить проблему исторической достоверности разных источников и историографии.

Учащимся предлагается приобщиться к самой сути предметной деятельности историка, путём изучения родословной, биографии знаменитых земляков, истории школы, станицы, хуторов. (Приложение № 3. Конференция «Народ. Война. Победа»; исследовательская работа «Человек и малая родина»).

Формируя патриотическое сознание и патриотические чувства курс кубановедения активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств, которые реализуются в поведении. Привлечение школьников в процессе учебной работы к личностной нравственной оценке тех или иных исторических явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики.

Краткое перечисление систематизирующих факторов в воспитании и обучении кубановедением позволяет определить, какие именно элементы структуры личности (сознание, чувства, нравственные качества, поведение) формируются под влиянием процесса исторического познания. В связи с этим необходимо, чтобы в процессе изучения кубановедения знания о родном крае приобретали для ученика личностный смысл, проходили через его эмоциональные переживания и превращались в руководящие мотивы его действий и поступков.

Учитель истории, кубановедения С.А.Бородавка

 


 
 
             
Hosted by uCoz